Как получить документы в Росреестре
Правоустанавливающие документы – это документы, на основании которых возникло право собственности на объект недвижимости, например, договор купли-продажи, мены, дарения, договор долевого участия, свидетельство о праве на наследство и другие.
Информацию о правоустанавливающих документах, на основании которых данные были внесены в ЕГРН, можно получить по объектам недвижимости, расположенным в любом субъекте Российской Федерации, как в бумажном, так и в электронном виде. Необходимо понимать, что копии правоустанавливающих документов могут быть предоставлены только собственнику или его законному представителю, а также уполномоченным органам в установленном порядке.
Получить копии правоустанавливающих документов могут как правообладатели объекта недвижимости, их законные представители и лица, получившие доверенность от правообладателя, его законного представителя, так и федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суды, правоохранительные органы, нотариусы, обратившись с запросом о предоставлении сведений в виде копии правоустанавливающего документа.
Подать запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде копии документа можно на бумажном носителе в любом офисе МФЦ или почтовым отправлением по форме, установленной приказом Минэкономразвития от 23.12.2015 № 968 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН».
Также подать запрос можно в электронной форме путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте Росреестра: https://rosreestr.gov.ru/site через Личный кабинет правообладателя. Авторизация с сайтом органа регистрации осуществляется посредством учетных данных сайта Госуслуги www.gosuslugi.ru. Запрос в электронном виде заверяется квалифицированной электронной подписью заявителя (ЭЦП).
В случае личной подачи документов при себе необходимо иметь документ удостоверяющий личность (в случае необходимости, доверенность, подтверждающую полномочия представителя). Обязательным условием для представления документов в электронной форме является наличие действующей усиленной квалифицированной электронной подписи. Если запрос о предоставлении копии документов представлен почтовым отправлением, подлинность подписи лица на нем должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Если Ваше право собственности возникло до 01 января 1999 года и сведения о зарегистрированных правах в ЕГРН отсутствуют, то для восстановления правоустанавливающих документов необходимо обратиться:
- если сделка была нотариальная, то к нотариусу, оформлявшему сделку или наследство для получения дубликата документа;
- если документ был выдан органом государственной власти или органом местного самоуправления (это может быть распоряжение, постановление и т.п.) - в соответствующий орган;
- если право признано судом, то в суд, где было вынесено это решение, для получения его копии.
За предоставление сведений из ЕГРН взимается плата.
Бесплатно сведения предоставляются правоохранительным органам, судам, судебным приставам-исполнителям, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти, органам местного самоуправления, органам прокуратуры Российской Федерации, арбитражным управляющим, нотариусам.
За 2020 год Управлением Росреестра по Республике Тыва выдано 2422 выписки о содержании правоустанавливающих документов и копий правоустанавливающих документов.
Хомушку А.Ч., специалист отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных Управления Росреестра по Республике Тыва